<<<

Сайты государственных учреждений

Мнения

Constitution

Конституция Латвийской Республики

(Версия для редактирования и печати txt)

Law

 

<<<

 

48. Президент государства вправе возбудить вопрос о роспуске Саэймы. После этого проводится народное голосование. Если в ходе народного голосования больше половины его участников выскажется за роспуск Саэймы, то Саэйма считается распущенной, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позднее чем через два месяца после роспуска Саэймы.

49. Если Саэйма распущена, то полномочия членов Саэймы все же остаются в силе до открытия вновь избранной Саэймы, но заседания прежней Саэймы могут состояться лишь в том случае, если Президент государства таковое созывает. Повестку дня таких заседаний Саэймы устанавливает Президент государства.

50. Если в ходе народного голосования более половины от поданных голосов подано против роспуска Саэймы, то Президент государства считается смещенным с должности, и Саэйма избирает нового Президента государства на остающийся срок полномочий смещенного Президента.51. По предложению не менее половины всех членов Саэймы, Саэйма на закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Саэймы может постановить о смещении Президента государства. После принятия такого постановления Саэйма незамедлительно избирает нового Президента государства.

52. Если Президент государства отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента государства, до избрания Саэймой нового Президента государства, исполняет Председатель Саэймы. Точно также Председатель Саэймы исполняет обязанности Президента государства, если последний находится за пределами государства или имеет другие препятствия для исполнения своих обязанностей.

53. Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента государства должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с этим принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент государства может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Саэйма большинством не менее двух третей голосов.

Раздел 4 Кабинет министров

55. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

56. Кабинет министров составляется лицом, призванным к этому Президентом государства.

57. Число министерств, объем их деятельности, а также взаимные отношения государственных учреждений устанавливаются законом.

58. Кабинету министров подчинены учреждения государственного управления.

59. Для исполнения своих должностных обязанностей Президенту министров и министрам необходимо доверие Саэймы, и за свою деятельность они ответственны перед Саэймой. Если Саэйма выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.

60. Заседания Кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.

61. Кабинет министров обсуждает все разработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также предложенные отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет министров вправе объявить чрезвычайное положение, известив об этом в течение двадцати четырех часов Президиум Саэймы, который о постановлении Кабинета министров должен незамедлительно доложить Саэйме.

63. Министры, даже если они не являются членами Саэймы, а также уполномоченные министрами ответственные государственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Саэймы и ее комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

Раздел 5 Законодательство

64. Законодательное право принадлежит Саэйме, а также народу в порядке и пределах, предусмотренных настоящей Конституцией.

65. Законопроекты могут вносить в Саэйму Президент государства, Кабинет министров, комиссии Саэймы, не менее пяти депутатов, а также одна десятая часть избирателей в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией.

66. Саэйма ежегодно до начала хозяйственного года принимает решение о бюджете доходов и расходов государства, проект которого вносится Кабинетом министров.

Если Саэйма принимает решение, которое связано с непредусмотренными в бюджете расходами, то в этом же решении должны быть предусмотрены также средства, которыми покрываются данные расходы.

По истечении бюджетного года Кабинет министров должен внести на утверждение Саэймы отчет об исполнении бюджета.

67. Саэйма устанавливает величину вооруженных сил государства в мирное время.

68. Для всех международных договоров, регулирующих разрешаемые законодательным путем вопросы, необходимо утверждение Саэймой.

Для усиления демократии Латвия, заключив международные договора, может передать часть компетенции государственных учреждений международным институциям. Международные договора, посредством которых Латвия передает часть компетенции государственных учреждений международным институциям, утверждаются Саэймой, в заседании которой участвуют не менее двух третьих всех членов Саэймы, и для утверждения необходимо две трети голосов присутствующих депутатов.

Вступление Латвии в Европейский Союз решается на референдуме, который назначает Саэйма.

Существенные изменения в условиях участия Латвии в Европейском Союзе вносятся путем референдума, если этого требует не менее чем половина членов Саймы. (Законом от 8 мая 2003 года, в силе от 06.06.2003)

69. Президент государства обнародует принятые в Саэйме законы не ранее чем на седьмой день и не позднее, чем на двадцать первый день после их принятия. Закон вступает в силу спустя четырнадцать дней после его обнародования, если законом не установлен другой срок.

70. Президент государства обнародует принятые законы следующим образом: "Саэйма (или народ) приняла, и Президент государства обнародует следующий закон: (текст закона)".

71. В течение семи дней, считая со дня принятия закона Саэймой, Президент государства в мотивированном письме на имя Председателя Саэймы может потребовать вторичного рассмотрения закона. Если Саэйма закон не изменит, Президент государства вторично возражать не может.

72. Президент государства вправе приостановить публикацию закона на два месяца. Он должен приостановить публикацию закона, если этого требует не менее одной трети членов Саэймы. Этим правом Президент государства или одна третья часть членов Саэймы могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Саэйме. Приостановленный таким образом закон передается на народное голосование, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Саэйма вторично голосует за этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. На народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможне, железнодорожных тарифах, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении чрезвычайного положения и его прекращении, мобилизации и демобилизации, а также договоры с иностранными государствами.

74. Закон, принятый в Саэйме и приостановленный в установленном семьдесят второй статьей порядке, может быть отменен народным голосованием, если число голосовавших составляет хотя бы половину числа избирателей, участвовавших в выборах последней Саэймы и если большинство проголосовало за отмену закона. (Законом от 21 марта 1933 года)

75. Если Саэйма большинством не менее двух третей голосов принимает срочность закона, то Президент государства не может требовать вторичного рассмотрения такого закона; его нельзя передать на референдум и он должен быть обнародован не позднее чем на третий день со дня получения Президентом принятого закона.

 

<<< 3 >>>

© Latius 2003-2004

 

Сайт создан в системе uCoz